Версия для слабовидящих

vakansii

Центр непрерывного мастерства

Центр непрерывного мастерства

Наши ресурсы

 ariadnacde

kdo

fsp

uchgoda

pfs

partner1

videoarch

ecp

apkro 

minprosbanner1
banner3

banne2
iterKart

sode

vmeste

Адрес эл. почты: russyaz312@yandex.ru
тел.: (846) 247-20-20.

Вебинар от 2 февраля 2018 г. по итоговому собеседованию в 9 классе.

Кафедра преподавания языков и литературы была создана 03.04.1995 приказом Главного управления образования Администрации Самарской области № 70.
На кафедре работают высококвалифицированные специалисты, обеспечивающие тесную связь вузовской и школьной практики в преподавании русского языка и литературы.

 DSC8305

Состав кафедры: Ерофеева Ольга Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой; Родионова Наталья Альбертовна – кандидат филологических наук, доцент; Синицкая Анна Владимировна – кандидат филологических наук, доцент; Погребняк Анна Ивановна – методист.

 DSC8291

Направления работы кафедры.
Основную миссию сотрудники кафедры видят в том, чтобы сформировать у всех участников учебного процесса целостное представление о мировоззренческой ценности филологического, гуманитарно-эстетического цикла в современном обществе.
Задачи кафедры:
– систематический анализ и внедрение современных образовательных технологий в филологической сфере;
– оказание эффективной помощи в теоретической и практической подготовке учителей русского языка и литературы, в выборе практико-ориентированных форм организации учебной деятельности;
– популяризация лучшего педагогического опыта учителей Самарской области в цикле гуманитарно-эстетических дисциплин.
В рамках учебной деятельности реализуются как очные курсы, так и дистанционное обучение, вебинары.
Кафедра обладает богатым опытом комментирования и составления системы заданий по темам:
– смысловое чтение,
– анализ художественного текста,
– проектирование универсальных учебных действий в филологической сфере.
В рамках курсовой подготовки освещаются перспективные темы: подготовка к текущей и итоговой аттестации, подготовка к итоговому сочинению, введение устной части экзамена (итоговое собеседование) по русскому языку в 9 классе, работа с учащимися с ограниченными возможностями.
Регулярно проводится анализ в сфере подготовки к ЕГЭ и ОГЭ (русский язык и литература), к олимпиадам и конференциям школьников. Сотрудники кафедры являются авторами-составителями пособий КИМов по русскому языку, участвуют в различных экспертных комиссиях (государственная итоговая аттестация, Всероссийский Конкурс сочинений, Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку и литературе).
Кафедра ведет интенсивную научно-методическую и организационную деятельность:
– конференции и семинары по теме реализации ФГОС;
– обсуждения – «круглые столы» по филолого-педагогическим инновациям;
– консультации по вопросам подготовки к аттестации учителей русского языка и литературы;
– участие в Конкурсе «Молодой учитель» (заочный и очный этап работы жюри).
С 2017 года на площадке СИПКРО проводится Конкурс исследовательских проектов школьников имени К.К. Грота. Кафедра проводит экспертизу проектов, оценку публичных выступлений школьников (гуманитарное направление).
В 2017 году кафедрой подготовлен проект введения Единого речевого режима в Самарской области.

Основные программы повышения квалификации кафедры преподавания языков и литературы
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях перехода на профильное обучение (144 часа).
Современные подходы к преподаванию русского языка и литературы в условиях перехода на предпрофильное обучение (72 часа).

Тематика программ повышения квалификации кафедры
Реализация ФГОС в предметной области «Филология»
Формирование читательских компетенций
Средства организации учебно-речевой деятельности
Формирование универсальных учебных действий на уроках филологического цикла
Технология проектной деятельности в рамках гуманитарных дисциплин.
Развитие критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио.
Современные концепции построения уроков русского языка и литературы.
Проблемный подход к преподаванию литературы в XX– начале XXI века.
Формирование риторической культуры и воспитание толерантности.
Проблемы преподавания риторики в рамках курса словесности. Риторика как интегрирующий принцип. Дискуссионная культура.
Информационная, языковая, лингвистическая, коммуникативные компетенции в социокультурной деятельности: журналистика, реклама, РR-менеджмент, образовательный менеджмент.
Лингвокультурологические аспекты преподавания русского языка и литературы.

Консультации преподавателей

  • учебно-методическое обеспечение курса русского языка и литературы в школе,
  • теоретическая и методическая поддержка учителей в их подготовке к переходу
  • экспертиза и рецензирование научно-методических разработок и программ курсов учителей русского языка и литературы,
  • выбор эффективных технологий филологического образования,
  • сопоставительный анализ действующих УМК по русскому языку и литературе.

УМО учителей русского языка и литературы

Всероссийский конкурс сочинений.

Издательская деятельность кафедры

Кафедра преподавания языков и литературы предлагает следующие учебно-методические материалы и пособия:
С.В.Родионов. Зарубежная литература в старших классах: Учебное пособие. Материалы для подготовки к письменным работам по русскому языку и литературе. Самара, «Издательство АСГАРД», 2015.
Бондарцова Ю.Л., Ерофеева О.Ю., Родионова Н.А. Единый государственный экзамен – 2018. Русский язык 11 класс: тренировочные варианты экзаменационных работ: учебно-методическое пособие. Самара, 2017.
Бондарцова Ю. Л., Ерофеева О. Ю., Родионова Н. А. Основной государственный экзамен – 2018. Русский язык. 9 класс: типовые экзаменационные варианты, новая демоверсия, 20 вариантов: учебно-методическое пособие. Самара, 2017

СОСТАВ КАФЕДРЫ

erof

 

Ерофеева Ольга Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, зав.кафедрой

Закончила с отличием Самарский государственный педагогический университет (СГПУ) в 1999 году. В 2002 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Система работы по предупреждению лексических ошибок в речи учащихся» (специальность: 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания) в Самарском государственном педагогическом университете под руководством профессора Е.П.Прониной.
Стаж научно-педагогической работы составляет 19 лет, в том числе стаж педагогической работы в высших учебных заведениях, учреждениях повышения квалификации 7 лет.
Работала в должности преподавателя, читала курсы по программам развития культуры речи в Самарской архитектурно-строительной академии; работала учителем русского языка и литературы средней школы № 41 (Самара), учителем, заместителем директора по УМР гимназии №3 (Самара).
С 2010 года тесно сотрудничает с Центром по организации работы с одаренными детьми, выступала с лекциями и практическими семинарами, имеет сертификаты («Инновационные технологии в преподавании русской словесности и иностранных языков»).
 За эффективное использование информационных технологий  и цифровых предметно-методических материалов награждена дипломом «Учитель цифрового века». С 2008 года участвует в проекте «Учитель ЮНЕСКО». является ассоциированным учителем ЮНЕСКО.
Автор 24 публикаций, из них 17 – учебно-методических и 7 научных работ.
Читает лекционные курсы: «Педагогические технологии достижения планируемых образовательных результатов по филологии в аспекте требований ФГОС», «Проектирование уроков развития речи на основе современных образовательных технологий»», «Технологии формирования культуры речи в свете требований ФГОС», «Современные подходы к формированию стандартов второго поколения в предметной области «Филология», «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературы и иностранного языка», «Подготовка учащихся к устному итоговому собеседованию» и др.
Является председателем комиссии Всероссийской олимпиады школьников  по русскому языку, экспертом предметно-апелляционной комиссии Всероссийской олимпиады школьников  по литературе, председателем жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Основное направление научно-методической деятельности О.Ю. Ерофеевой связано с исследованием проблем речевого развития, речевой культуры учащихся, системной работы по предупреждению лексико-грамматических ошибок.
Председатель регионального УМО по русскому языку и литературе. Награждена многочисленными грамотами и благодарственными письмами от Министерства образования и науки Самарской области и руководства СИПКРО.
rodion

Родионова Наталья Альбертовна
кандидат филологических наук, доцент

Закончила Куйбышевский государственный университет (КуГУ) в 1988 году. В 1999 защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А.Бунина: лингвостилистический аспект» (специальность: 10.02.01 – Русский язык) в Башкирском государственном университете под руководством профессора Е.С.Скобликовой. В 2010 году решением ВАК присвоено ученое звание доцента.
Стаж научно-педагогической работы составляет 25 лет, в том числе педагогической работы в высших учебных заведениях 23 года, учреждениях повышения квалификации 6 лет.
Основные этапы педагогической деятельности: в 1988-1990 гг. – учитель русского языка и литературы (средняя школа № 155, Самара), 1990-2013 г.г – преподаватель кафедры русского языка Самарского государственного университета (СамГУ).
Автор 38 публикаций, из них 9 – учебно-методических работ.
Читает лекционные курсы: «Педагогические технологии достижения планируемых образовательных результатов на уроках филологического цикла в аспекте требований ФГОС», «Современные модели уроков гуманитарного цикла в аспекте требований ФГОС», «Способы организации методической работы на уроках русского языка и литературы при подготовке к написанию творческих работы в 9-11 классах», «Подготовка к итоговой аттестации по предметам филологического цикла (в том числе в альтернативной форме) обучающихся, испытывающих трудности в обучении», «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка, литературы и иностранного языка», «Технологические и методологические аспекты анализа текста».
Является экспертом предметно-апелляционной комиссии Всероссийской олимпиады школьников  по русскому языку, председателем комиссии Всероссийской олимпиады школьников  по литературе, членом жюри регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений.
Основное направление научно-методической деятельности Н.А.Родионовой: филологический/лингвистический анализ художественного текста, особенности читательских рецепции и интерпретации, проявление авторской картины мира в стилистике произведения.
Награждена многочисленными грамотами и благодарственными письмами от Министерства образования и науки Самарской области и руководства СИПКРО.

 


20 сентября 2018 года на базе школы № 132 (Самара, Коммунистическая, 16) состоялось секционное заседание учителей русского языка и литературы в рамках региональной научно-практической конференции «Реализация федерального государственного образовательного стандарта в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики»
По итогам конференции будет подготовлен специальный выпуск журнала «Партнерство через образование». С требованиями к оформлению статьи для сборника, а также примерами оформления можно ознакомиться по ссылке: http://partner.sipkro.ru/index.php/informatsiya-dlya-budushchikh-avtorov.
Программа конференции и списки выступающих на секциях.

Презентации выступающих:

Бакулина Светлана Юрьевна (заместитель министра образования и науки Самарской области)
Основные направления развития филологического образования в Самарской области: итоги и перспективы

Исламова Марина Владимировна (к.п.н, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Школа №148 г.о. Самара»)
Современная модель профессиональной компетенции учителя в условиях реализации новых образовательных стандартов

Мизунова Лилия Петровна (заместитель директора по УМР, МБОУ СОШ «Школа № 122 г.о. Самара»)
Формирование ИКТ-компетенций обучающихся на уроках литературы

Анпилогова Ирина Олеговна (заместитель директора по УВР, ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка, учитель русского языка и литературы высшей категории), Трошинская Ольга Вячеславовна (учитель русского языка и литературы, ГБНОУ «Самарский региональный центр для одаренных детей» г.о. Самара, ст. преподаватель кафедры преподавания языков и литературы СИПКРО)
Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения в рамках реализации регионального проекта «Дистанционный учитель»

Черноярова Елена Валентиновна (учитель русского языка и литературы, МБОУ «Школа № 114 г.о. Самара»)
Проектная деятельность как эффективное средство литературного образования школьников (из опыта работы)

Синицкая Анна Владимировна (к. фил. н., зав. отделом литературы ХХ и ХХI веков "Горький-Центр", Самарский литературно-мемориальный музей им. М.Горького)
Проект "Читатель в городе": изучение литературы в открытом образовательном пространстве


Региональная научно-практическая конференция «Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в Самарской области. Эффективные педагогические и управленческие практики». Секция учителей русского языка и литературы. 16 сентября 2016 г. (презентации выступлений)

 Наши партнёры 

logo partner_apkro  metida logo examen  NCIO  logo partner_prosveshinie legion logo vumcor